Верхнепышминская централизованная библиотечная система
Балтымский сельский клуб-библиотека
25 января - День памяти поэта, композитора, барда... Владимира Высоцкого
СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ...
Рекомендательный список литературы
Феномен славы

В чем же феномен славы Высоцкого? Почему, вопреки всевозможным запретам, он еще при жизни стал по-настоящему народным поэтом? И что заставляет людей вновь и вновь обращаться к его творчеству?
Владимир Высоцкий ворвался в жизнь России в середине 60-х со звуковых дорожек первых магнитофонов, и очень быстро его хрипловатый, неповторимый голос занял своё особое место в жизни целой страны.
Поэт, музыкант, актёр, автор-исполнитель – его разносторонний талант справедливо позволили занять своё место в ряду классиков русской литературы. Его стихи – это обнажённые нервы. Мы поражаемся его стилем повествования, как и где он сумел найти такие слова: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои больные души…».
Он писал так, как будто он и воевал, был и моряком, и альпинистом. Люди разных профессий считали его своим. Но надо прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи его песен.
Сменилось не одно поколение, но творчество Высоцкого по-прежнему актуально, его характерный хриплый голос сразу узнаваем.
За прошедшие более тридцати лет после его смерти произошло многое. Власть изменила свою позицию по отношению к поэту и артисту от полного «замалчивания» до официального признания и вручения
* * *
Государственной премии (посмертно). Вначале тонким ручейком, а затем
все усиливающимся потоком на нас хлынула информация о Высоцком. И самое
главное – опубликовано множество стихов, ранее не исполняемых
автором,
а потому неизвестных. И хотя ажиотаж вокруг имени Высоцкого спал,
интерес к нему по-прежнему велик. Многочисленные книги, диски,
аудиокассеты, видеофильмы – все это говорит о
востребованности
Высоцкого в наше время. Его именем называют улицы, устанавливают
памятники, открывают музеи. Эпоха Высоцкого продолжается.
Но у каждого Высоцкий свой. Вот мнения самых разных людей о Владимире Высоцком.
Но у каждого Высоцкий свой. Вот мнения самых разных людей о Владимире Высоцком.
Вспоминая
Владимира Высоцкого…

Александр
Толмачев, редактор газеты «Уральский рабочий»
* * *
«Этот автор по своей масштабности, по значимости творческого
наследия не уступает великим русским классикам.
Вспомните его сатирические стихи и песни: да это же современный Салтыков-Щедрин! Уверен, что о Высоцком российское юношество должно знать также хорошо, как о великих русских классиках, чьи имена, биографии и произведения включены в школьный курс литературы. А талантливый и увлеченный учитель-литератор, который сможет влюбить своих учеников в Высоцкого способом, что обогатит детские души».
Вспомните его сатирические стихи и песни: да это же современный Салтыков-Щедрин! Уверен, что о Высоцком российское юношество должно знать также хорошо, как о великих русских классиках, чьи имена, биографии и произведения включены в школьный курс литературы. А талантливый и увлеченный учитель-литератор, который сможет влюбить своих учеников в Высоцкого способом, что обогатит детские души».
Виктор
Попов, кандидат педагогических наук
* * *
«Не надо только думать, что с покупки гитары началось его
знакомство с музыкой, Он учился играть на фортепиано в детстве, брал
частные уроки и играл на этом инструменте вполне прилично. И вообще с
детских лет был музыкален, у него была отличная ритмика, абсолютный
музыкальный слух».
Изольда
Высоцкая, заслуженная артистка РСФСР, актриса Нижнетагильского
драмтеатра.
* * *
Никита
Высоцкий, сын Владимира Высоцкого
* * *

С Володей меня связывала многолетняя дружба, я мог бы много говорить о том, каким нежным, добрым и отзывчивым человеком он был. Но уверен: всем, кто любит его песни, стихи, это и так ясно. Высоцкий никогда ни в чем не кривил душой – ни в жизни, ни в творчестве».
Всеволод
Абдулов, актер.
* * *


Никогда он не думал остаться во Франции. Для него жизненно необходимо было сохранить свои корни, свой язык, свою принадлежность к стране, которую он любил безмерно.Но все же строил безумные проекты, говорил о концертах, которые давал бы в разных странах, о пластинках, которые смог бы свободно выпускать, о поездках на край света. Все это будет, только позже…».
Марина
Влади, жена, французская актриса.
* * *
«Может, кто и
нынче снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее»
Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее»
Булат
Окуджава, поэт.
* * *

О Высоцком нужно говорить на уровне Высоцкого… языком театра. Мы понимаем нашу ответственность…. Он был жертвенной свечой, зажженной с двух концов – искусства и жизни».
Владимир
Золотухин, актер, друг Высоцкого.
* * *
«Поражала его феноменальная
память. Я никогда не видел в его руках сценария, хотя моментами
необходимость в нем возникает на съемках у каждого актера. Он помнил
все свои песни. И в этом я вижу тоже проявление его незаурядного
таланта. Каким получился его Глеб Жеглов? Почему его так часто
сравнивают с самим Высоцким? Авторами он задумывался как
отрицательный персонаж, олицетворяющий вчерашний день милиции, не
гнушающийся в работе методов самих преступников…. А у
Высоцкого Жеглов вышел иным, вызывающим зрительскую любовь. Казалось,
что артист совершил невозможное. Такова была сила личности этого
человека…».Владимир
Конкин, актер.
* * *

Людмила
Гурченко, актриса.
* * *
«В
детстве, когда я стал из общего музыкального потока
выделять то, что мне интересно, Высоцкий оказался первым исполнителем,
зацепившим меня. Я перетаскал все отцовские кассеты, причем слушал его
не просто как фон. Творчество Высоцкого заставляло меня переживать и
осмысливать те вещи, о которых он пел. Потом в записную книжку я
переписывал стихи Высоцкого, а когда попросил отца научить играть на
гитаре, первая песня, которую я сыграл, принадлежала Владимиру. Я и
сейчас могу запросто сыграть на семиструнной гитаре пару десятков песен
из его репертуара.
* * *
«По
накалу, размаху людской скорби Москва хоронила Высоцкого,
как Париж хоронил Эдит Пиаф. Люди знали, что они теряли. Только в
Париже был национальный траур, а у нас с параметрами. Пиаф была
грешницей, а хоронили ее как святую. Она не щадила себя для людей. И
они не пощадили себя в скорби по ней. То же самое повторилось с
Высоцким. Пиаф воздали честь по ее масштабам. И если он не пел как
Пиаф, то и она не играла на сцене, не писала стихов, как Высоцкий. Они
были птицами одного полета. Всегда летели на огонь, прекрасно зная при
этом, что им не суждена судьба птицы феникс…».
* * *
«А ведь он живой, живой и
сейчас. Потому что голос его звучит повсюду. Он одинаково близок и
ученым из Академгородка в Новосибирске, военным морякам, подводникам,
летчикам, строителям, студентам, школьникам. Необходимость песен
Высоцкого в том, что они помогают людям жить, делают их честнее,
надежнее, самоотверженнее. Эти песни учат, заставляют людей задавать
себе самые беспощадные вопросы, невольно устраивают очную ставку с
собственной совестью. Нам дорога память о том, что жил среди нас такой
необычный сильный человек. И еще дороже, что он по-прежнему активно
участвует в жизни».
Сейчас мне трудно сказать, что было бы, если бы
он не умер. Судьба – вещь, не поддающаяся объяснению,
и представить,
что могло бы быть по-другому, очень сложно. Я допускаю, что если
бы он свои силы расходовал более экономно и «не рвал
сердце», возможно,
не было бы вообще такого явления, как Высоцкий. Хотя, черт его
знает….
Есть люди, которые достойно дожили до своей старости. Окуджава,
например».
Владимир
Шахрин, лидер группы «Чайф».
* * *

* * *
Роберт
Рождественский, поэт.
Послесловие
Мы радуемся за него и за себя. Все же приходит время поклониться своим
героям. Прими наши цветы, Володя. И повтори для нас сегодня –
«От жизни никогда не устаю» –громче, на
всю улицу!» Он многое успел сказать и спеть сам о себе, своем
творчестве, и слова его обретают как бы второе рождение.
Читайте о нем книги, читайте его стихи, слушайте его песни. В них он, такой разный, жил среди нас, таким остался в памяти народной. Пусть эти книги станут общей памятью о нем, продолжением его большой и яркой жизни.
Читайте о нем книги, читайте его стихи, слушайте его песни. В них он, такой разный, жил среди нас, таким остался в памяти народной. Пусть эти книги станут общей памятью о нем, продолжением его большой и яркой жизни.
Литература о Владимире Высоцком
- Влади М. Владимир, или Прерванный полет / М. Влади; перевод М. Влади, Ю. Абдуловой. – М.: Прогресс, 1989. – 380 с.: ил.
- Рыжов К. В. Владимир Высоцкий / К. В. Рыжов // 100 великих россиян / К. В. Рыжов. – М.: Вече, 2001. – С. 557 – 561.
- Левитан А. и М. Владимир Семенович Высоцкий / А. и М. Левитан // От костра к микрофону. – СПб.: Респекс, 1996. – С. 230 – 234.
- Вспоминая Владимира Высоцкого. – М.: Советская Россия, 1989. – 380 с.: ил. Лукьянченко О. А. Высоцкий Владимир Семенович / О. А. Лукьянченко // Русские писатели : биографический словарь-справочник. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 95 – 101.
- Денисова Е. Всенародный Володя / Е. Денисова // Крестьянка. – 2008. - №1. – С. 56 – 59. Кучкина О. Я, конечно, вернусь! Весь в друзьях и мечтах… / Ольга Кучкина // Комсомольская правда. – 2003. – №16 –25 января. – С. 16.
- Толмачев А. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним… / А. Толмачев // Уральский рабочий. – 2005. – №49. – С. 3.
- Мурзина М. Недосягаемая высота : 25 января – 70-летие Владимира Высоцкого / М. Мурзина // Аргументы и факты. – 2008. – №4. – С. 3.
- Мусский И. А. Владимир Высоцкий / И. А. Мусский // 100 великих кумиров ХХ века / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2007. – С. 352 – 357. – (100 великих). Новиков В. И. Высоцкий. – М.: Мол. гвардия, 2005. – 2-е изд., исп. – 416с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).
- Сушко Ю. Владимир и Марина / Ю. Сушко. – М.: Вагриус, 2006. – 336 с.: ил.
- Хлебалина Е. и др. Высоцкий Владимир Семенович / Е. Хлебалина и др. // Универсальная школьная энциклопедия Т. 3 Биографии / Е. Хлебалина, Д. Володихин, О. Елисеева. – М.: Аванта+, 2005. – С. 128 – 129.
- Четыре встречи с Владимиром Высоцким : музыкально-публицистическая программа. Встреча первая и вторая / автор и ведущий Э. Рязанов. – М.: Крупный план, 1987. – 1 вк.
- Четыре встречи с Владимиром Высоцким : музыкально-публицистическая программа. Встреча третья и четвертая / автор и ведущий Э. Рязанов. – М.: Крупный план, 1987. – 1вк.
- Шигарева
Ю. Снова живой / Ю. Шигарева
// Аргументы и факты. – 2011. – №46. – С.
66. Щипин А. Я любил и
женщин, и проказы… / Александр Щипин // Биография.
– 2005. – №7 – 8. –
С. 44 – 62.
Его произведения
- Высоцкий В. Баллада о цветах, деревьях и миллионерах / В. Высоцкий // Песни из наших фильмов. – СПб.: Полиграф услуги, 2007. – 192 с.
- Высоцкий В. Нерв : стихи / В. Высоцкий. – М.: Современник, 1981. – 238 с.
- Высоцкий В. Спасите наши души : стихи, написанные в 1961-1968 годах / В. Высоцкий. – Барнаул: Палитра, 1991. – 125 с.
- Высоцкий В. С. Стихи о любви / В. Высоцкий. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с. Высоцкий В. С., Мончинский Л. В. Черная свеча : роман / В. С. Высоцкий, Л.В. Мончинский. – М.: АСТ, 2005. – 475 с. – (Обожженные зоной).
- На семи концертах Владимира Высоцкого : комплект грам. пластинок с песнями В. Высоцкого. 7 выпусков. – Ташкент: Мелодия, 1989. Песни бардов. Вып.1: В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, С. Никитин. – Л.: Советский композитор, 1989. – 80 с.
- Поет Владимир Высоцкий : песни для голоса в сопровождении гитары. – М.: Музыка, 1987. – 64 с.
Сценарии о жизни и творчестве

Иванова И. Д. Пусть кружит над Москвой охрипший его баритон… : лит. муз. композиция посв. В. С. Высоцкому / И. Д. Иванова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – №10. – С. 20 – 29.
Коль дожить не успел, то хотя бы допеть… : сценарий лит. – муз. вечер посв. В. С. Высоцкому. – Балтым: Балтымский сельский клуб-библиотека, 2008. – 7с.
Даты жизни и творчества
- 25
января 1938 – в семье военного связиста родился
сын Владимир;
- 1947-1949 – жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия);
- 1956 – летом поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича - Данченко при МХАТе;
- 1960 – окончил Школу-студию, начал работать в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Начал сниматься в кино;
- 1964 – принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни;
- 1960-1961 – появились первые песни В. Высоцкого;
- 1966 – Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для нее пять песен;
- 1979 – благодаря Марине Влади совершил концертное турне по США;
- 1979 – перенес клиническую смерть.
- 25 июля 1980 – скончался, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве;
- 1981 – издан первый сборник его стихов;
- 1987 – посмертно присуждена Государственная премия СССР за роль капитана МУРа Глеба Жеглова из фильма режиссера С.С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя»;
- 1988 – вышла большая книга стихотворений «Избранное»
Вот такой
он, наш герой - Владимир Высоцкий! Жаль, что прожил очень мало.
Спасибо, что
живой… : рекомендательный список литературы / сост. Г. А.
Балина, А. В. Трач; Балтымский сельский клуб-библиотека. –
Балтым, 2013