ВИРТУАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ БИБЛИОТЕКИ
"Спасибо, что живой..."
Меню сайта

Тест ПК

Форма входа

Поиск

Продолжение пути
  • Наша БИБЛИОТЕКА
  • Газета ОкоЛица
  • Интернет-проект "Демидовы"
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 09:49

    Верхнепышминская централизованная библиотечная система
    Балтымский сельский клуб-библиотека

    25 января - День памяти поэта, композитора, барда... Владимира Высоцкого

    СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ...
    Рекомендательный список литературы

    Феномен славы
        Его нет с нами уже более 30 лет. Но есть его песни, есть фильмы, в которых он снимался. В 2011 году на экраны вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». И в главной роли там – он, Владимир Семенович. Живой, рвущий жилы и нервы в куски. Так, как делал всегда – и в жизни, и на экране.
        В чем же феномен славы Высоцкого? Почему, вопреки всевозможным запретам, он еще при жизни стал по-настоящему народным поэтом? И что заставляет людей вновь и вновь обращаться к его творчеству?
        Владимир Высоцкий ворвался в жизнь России в середине 60-х со звуковых дорожек первых магнитофонов, и очень быстро его хрипловатый, неповторимый голос занял своё особое место в жизни целой страны.
        Поэт, музыкант, актёр, автор-исполнитель – его разносторонний талант справедливо позволили занять своё место в ряду классиков русской литературы. Его стихи – это обнажённые нервы. Мы поражаемся его стилем повествования, как и где он сумел найти такие слова: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои больные души…».
        Он писал так, как будто он и воевал, был и моряком, и альпинистом. Люди разных профессий считали его своим. Но надо прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи его песен.
        Сменилось не одно поколение, но творчество Высоцкого по-прежнему актуально, его характерный хриплый голос сразу узнаваем.
        За прошедшие более тридцати лет после его смерти произошло многое. Власть изменила свою позицию по отношению к поэту и артисту от полного «замалчивания» до официального признания и вручения

    * * *
        Государственной премии (посмертно). Вначале тонким ручейком, а затем все усиливающимся потоком на нас хлынула информация о Высоцком. И самое главное – опубликовано множество стихов, ранее не исполняемых автором, а потому неизвестных. И хотя ажиотаж вокруг имени Высоцкого спал, интерес к нему по-прежнему велик. Многочисленные книги, диски, аудиокассеты, видеофильмы – все это говорит о востребованности Высоцкого в наше время. Его именем называют улицы, устанавливают памятники, открывают музеи. Эпоха Высоцкого продолжается.
        Но у каждого Высоцкий свой. Вот мнения самых разных людей о Владимире Высоцком.

    Вспоминая Владимира Высоцкого…

        «Для меня Владимир Высоцкий – кумир вот уже на протяжении более тридцати лет. Мне посчастливилось увидеть пять спектаклей театра на Таганке, в которых играл Высоцкий.Каждый раз для меня это было сильнейшее потрясение. Высоцкий для меня – это, прежде всего, олицетворенная совесть. Уверен, что Владимир Семенович и сейчас жил бы по совести, а не подстраивался и не ловчил».
    Александр Толмачев, редактор газеты «Уральский рабочий»

    * * *
        «Этот автор по своей масштабности, по значимости творческого наследия не уступает великим русским классикам.
        Вспомните его сатирические стихи и песни: да это же современный Салтыков-Щедрин! Уверен, что о Высоцком российское юношество должно знать также хорошо, как о великих русских классиках, чьи имена, биографии и произведения включены в школьный курс литературы. А талантливый и увлеченный учитель-литератор, который сможет влюбить своих учеников в Высоцкого способом, что обогатит детские души».
    Виктор Попов, кандидат педагогических наук

    * * *
        «Не надо только думать, что с покупки гитары началось его знакомство с музыкой, Он учился играть на фортепиано в детстве, брал частные уроки и играл на этом инструменте вполне прилично. И вообще с детских лет был музыкален, у него была отличная ритмика, абсолютный музыкальный слух».
    Изольда Высоцкая, заслуженная артистка РСФСР, актриса Нижнетагильского драмтеатра.

    * * *
        «Отец умел слушать. Когда его работы разбирали серьезно. Становился очень внимателен. Но таких попыток было мало. Споров как таковых не велось. Страницы печатных изданий были для него закрыты, поэтому в процессе работы у него сложился очень жесткий внутренний цензор. Отец знал себе цену, он никогда не был бездумным самородком».
    Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого

    * * *
        «Непроста природа поэзии Высоцкого. В какую новаторскую форму была оправлена суть этого явления – открытие новых законов стихосложения, сложнейшие рифмы, строфика, не встречающаяся до этого в русской словесности! Кажущаяся простота и как бы импровизационность не позволяли нам, слушателям, потрясенным изначально лишь оголенной правдой, обрушивающейся на нас вместе с «отчаяньем сорванным голосом», заметить всю виртуозность стихотворной техники.
        С Володей меня связывала многолетняя дружба, я мог бы много говорить о том, каким нежным, добрым и отзывчивым человеком он был. Но уверен: всем, кто любит его песни, стихи, это и так ясно. Высоцкий никогда ни в чем не кривил душой – ни в жизни, ни в творчестве».
    Всеволод Абдулов, актер.

    * * *
        «Володя был очень работоспособным человеком. Театральные спектакли, репетиции, съемки, сольные концерты – бесконечная гонка, отнимавшая по 18 часов в сутки. Даже на отдыхе он не мог сидеть просто так, ничего не делая. Всегда был чем-то занят, с кем-то говорил, что-то узнавал, записывал. Но как к нему приходила нужная рифма, образ, почему, я не знаю. Он мог вскочить среди ночи и, как одержимый, писать несколько часов кряду… На его книжных полках стояло только то, что он любил и часто перечитывал. Это Пушкин. Володя его обожал. Я не знаю человека, который бы читал Пушкина так же хорошо, как Высоцкий. Очень любил стихи Пастернака…
        Никогда он не думал остаться во Франции. Для него жизненно необходимо было сохранить свои корни, свой язык,  свою принадлежность к стране, которую он любил безмерно.Но все же строил безумные проекты, говорил о концертах, которые давал бы в разных странах, о пластинках, которые смог бы свободно выпускать, о поездках на край света. Все это будет, только позже…».
    Марина Влади, жена, французская актриса.


    * * *
    «Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.
     Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
     А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
     Чем им делают больнее, тем они сильнее»
    Булат Окуджава, поэт.

    * * *
        «Духовной жаждою томим», Высоцкий рвался к вершинам поэзии. Он просил, кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!» Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир-поэт, Гамлет-поэт, Высоцкий-поэт. Тут все связалось в прочный узел.
        О Высоцком нужно говорить на уровне Высоцкого… языком театра. Мы понимаем нашу ответственность…. Он был жертвенной свечой, зажженной с двух концов – искусства и жизни».
    Владимир Золотухин, актер, друг Высоцкого.

    * * *
        «Поражала его феноменальная память. Я никогда не видел в его руках сценария, хотя моментами необходимость в нем возникает на съемках у каждого актера. Он помнил все свои песни. И в этом я вижу тоже проявление его незаурядного таланта. Каким получился его Глеб Жеглов? Почему его так часто сравнивают с самим Высоцким? Авторами он задумывался как отрицательный персонаж, олицетворяющий вчерашний день милиции, не гнушающийся в работе методов самих преступников…. А у Высоцкого Жеглов вышел иным, вызывающим зрительскую любовь. Казалось, что артист совершил невозможное. Такова была сила личности этого человека…».
    Владимир Конкин, актер.

    * * *
        «От Высоцкого шел импульс Жизни. «Современный» – это Владимир Высоцкий. Он слишком тонко понимал причины усталости и апатии человека, не способного больше к борьбе, к сопротивлению. Он не сочинял песен про звездную нереальную жизнь. Он видел многое несовершенное на земле. Земной, доступный, свой. Казалось бы, все так просто – взять и написать про то, что вокруг, бери и пиши. Ан…. И больше такого Володи Высоцкого нет».
    Людмила Гурченко, актриса.

    * * *
        «В детстве, когда я стал из общего музыкального потока выделять то, что мне интересно, Высоцкий оказался первым исполнителем, зацепившим меня. Я перетаскал все отцовские кассеты, причем слушал его не просто как фон. Творчество Высоцкого заставляло меня переживать и осмысливать те вещи, о которых он пел. Потом в записную книжку я переписывал стихи Высоцкого, а когда попросил отца научить играть на гитаре, первая песня, которую я сыграл, принадлежала Владимиру. Я и сейчас могу запросто сыграть на семиструнной гитаре пару десятков песен из его репертуара.
        Сейчас мне трудно сказать, что было бы, если бы он не умер. Судьба – вещь, не поддающаяся объяснению, и представить, что могло бы быть по-другому, очень сложно. Я допускаю, что если бы он свои силы расходовал более экономно и «не рвал сердце», возможно, не было бы вообще такого явления, как Высоцкий. Хотя, черт его знает…. Есть люди, которые достойно дожили до своей старости. Окуджава, например».
    Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф».

    * * *
        «По накалу, размаху людской скорби Москва хоронила Высоцкого, как Париж хоронил Эдит Пиаф. Люди знали, что они теряли. Только в Париже был национальный траур, а у нас с параметрами. Пиаф была грешницей, а хоронили ее как святую. Она не щадила себя для людей. И они не пощадили себя в скорби по ней. То же самое повторилось с Высоцким. Пиаф воздали честь по ее масштабам. И если он не пел как Пиаф, то и она не играла на сцене, не писала стихов, как Высоцкий. Они были птицами одного полета. Всегда летели на огонь, прекрасно зная при этом, что им не суждена судьба птицы феникс…».

    * * *
        «А ведь он живой, живой и сейчас. Потому что голос его звучит повсюду. Он одинаково близок и ученым из Академгородка в Новосибирске, военным морякам, подводникам, летчикам, строителям, студентам, школьникам. Необходимость песен Высоцкого в том, что они помогают людям жить, делают их честнее, надежнее, самоотверженнее. Эти песни учат, заставляют людей задавать себе самые беспощадные вопросы, невольно устраивают очную ставку с собственной совестью. Нам дорога память о том, что жил среди нас такой необычный сильный человек. И еще дороже, что он по-прежнему активно участвует в жизни».
    Роберт Рождественский, поэт.
    Послесловие

        Мы радуемся за него и за себя. Все же приходит время поклониться своим героям. Прими наши цветы, Володя. И повтори для нас сегодня – «От жизни никогда не устаю» –громче, на всю улицу!» Он многое успел сказать и спеть сам о себе, своем творчестве, и слова его обретают как бы второе рождение.
        Читайте о нем книги, читайте его стихи, слушайте его песни. В них он, такой разный, жил среди нас, таким остался в памяти народной. Пусть эти книги станут общей памятью о нем, продолжением его большой и яркой жизни.

    Литература о Владимире Высоцком
    • Влади М. Владимир, или Прерванный полет / М. Влади; перевод М. Влади, Ю. Абдуловой. – М.: Прогресс, 1989. – 380 с.: ил.
    • Рыжов К. В. Владимир Высоцкий / К. В. Рыжов // 100 великих россиян / К. В. Рыжов. – М.: Вече, 2001. – С. 557 – 561.
    • Левитан А. и М. Владимир Семенович Высоцкий / А. и М. Левитан // От костра к микрофону. – СПб.: Респекс, 1996. – С. 230 – 234.
    • Вспоминая Владимира Высоцкого. – М.: Советская Россия, 1989. – 380 с.: ил. Лукьянченко О. А. Высоцкий Владимир Семенович / О. А. Лукьянченко // Русские писатели : биографический словарь-справочник. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 95 – 101.
    • Денисова Е. Всенародный Володя / Е. Денисова // Крестьянка. – 2008. - №1. – С. 56 – 59. Кучкина О. Я, конечно, вернусь! Весь в друзьях и мечтах… / Ольга Кучкина // Комсомольская правда. – 2003. – №16 –25 января. – С. 16.
    • Толмачев А. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним… / А. Толмачев // Уральский рабочий. – 2005. – №49. – С. 3.
    • Мурзина М. Недосягаемая высота : 25 января – 70-летие Владимира Высоцкого / М. Мурзина // Аргументы и факты. – 2008. – №4. – С. 3.
    • Мусский И. А. Владимир Высоцкий / И. А. Мусский // 100 великих кумиров ХХ века / И. А. Мусский. – М.: Вече, 2007. – С. 352 – 357. – (100 великих). Новиков В. И. Высоцкий. – М.: Мол. гвардия, 2005. – 2-е изд., исп. – 416с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).
    • Сушко Ю. Владимир и Марина / Ю. Сушко. – М.: Вагриус, 2006. – 336 с.: ил.
    • Хлебалина Е. и др. Высоцкий Владимир Семенович / Е. Хлебалина и др. // Универсальная школьная энциклопедия Т. 3 Биографии / Е. Хлебалина, Д. Володихин, О. Елисеева. – М.: Аванта+, 2005. – С. 128 – 129.
    • Четыре встречи с Владимиром Высоцким : музыкально-публицистическая программа. Встреча первая и вторая / автор и ведущий Э. Рязанов. – М.: Крупный план, 1987. – 1 вк.
    • Четыре встречи с Владимиром Высоцким : музыкально-публицистическая программа. Встреча третья и четвертая / автор и ведущий Э. Рязанов. – М.: Крупный план, 1987. – 1вк.
    • Шигарева Ю. Снова живой / Ю. Шигарева // Аргументы и факты. – 2011. – №46. – С. 66. Щипин А. Я любил и женщин, и проказы… / Александр Щипин // Биография. – 2005. – №7 – 8. – С. 44 – 62.

    Его произведения
    • Высоцкий В. Баллада о цветах, деревьях и миллионерах / В. Высоцкий // Песни из наших фильмов. – СПб.: Полиграф услуги, 2007. – 192 с.
    • Высоцкий В. Нерв : стихи / В. Высоцкий. – М.: Современник, 1981. – 238 с.
    • Высоцкий В. Спасите наши души : стихи, написанные в 1961-1968 годах / В. Высоцкий. – Барнаул: Палитра, 1991. – 125 с.
    • Высоцкий В. С. Стихи о любви / В. Высоцкий. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с. Высоцкий В. С., Мончинский Л. В. Черная свеча : роман / В. С. Высоцкий, Л.В. Мончинский. – М.: АСТ, 2005. – 475 с. – (Обожженные зоной).
    • На семи концертах Владимира Высоцкого : комплект грам. пластинок с песнями В. Высоцкого. 7 выпусков. – Ташкент: Мелодия, 1989. Песни бардов. Вып.1: В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким, С. Никитин. – Л.: Советский композитор, 1989. – 80 с.
    • Поет Владимир Высоцкий : песни для голоса в сопровождении гитары. – М.: Музыка, 1987. – 64 с.

    Сценарии о жизни и творчестве

    Иванова И. Д. Пусть кружит над Москвой охрипший его баритон… : лит. муз. композиция посв. В. С. Высоцкому / И. Д. Иванова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – №10. – С. 20 – 29.

    Коль дожить не успел, то хотя бы допеть…
    : сценарий лит. – муз. вечер посв. В. С. Высоцкому. – Балтым: Балтымский сельский клуб-библиотека, 2008. – 7с.



    Даты жизни и творчества

    • 25 января 1938 – в семье военного связиста родился сын Владимир;
    • 1947-1949 – жил с отцом и его второй женой в городе Эберсвальде-Финов (Германия);
    • 1956 – летом поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича - Данченко при МХАТе;
    • 1960 – окончил Школу-студию, начал работать в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина и в Московском театре миниатюр. Начал сниматься в кино;
    • 1964 – принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни;
    • 1960-1961 – появились первые песни В. Высоцкого;
    • 1966 – Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для нее пять песен;
    • 1979 – благодаря Марине Влади совершил концертное турне по США;
    • 1979 – перенес клиническую смерть.
    • 25 июля 1980 – скончался, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве;
    • 1981 – издан первый сборник его стихов;
    • 1987 – посмертно присуждена Государственная премия СССР за роль капитана МУРа Глеба Жеглова из фильма режиссера С.С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя»;
    • 1988 – вышла большая книга стихотворений «Избранное»

    Вот такой он, наш герой - Владимир Высоцкий! Жаль, что прожил очень мало.


        Спасибо, что живой… : рекомендательный список литературы / сост. Г. А. Балина, А. В. Трач; Балтымский сельский клуб-библиотека. – Балтым, 2013
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz